Доклад

Управления Россельхознадзора по Республике Крым и г. Севастополь с руководством по соблюдению обязательных требований, анализом новых обязательных требований и необходимых для их исполнения организационных и технических мероприятий за II квартал 2018 года.

Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере государственного земельного надзора, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов, необходимых для реализации организационных, технических мероприятий

(«как делать нужно (можно)»)

Нормативно-правовое регулирования

в сфере государственного земельного надзора

 

Обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления Управлением Россельхознадзора по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) контрольно-надзорных мероприятий, установлены:

Земельным кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 10.01.1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель»;

Федеральным законом от 19.07.1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

Федеральным законом от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору»;

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2011 г. № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 г. № 1084);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 г. № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 г. № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»;

Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 г. № 591 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"»;

Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;

Приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» с изменениями внесенными приказом Минприроды России от 25.04.2014 г. № 194;

 

Разъяснение обязательных требований в сфере государственного земельного надзора 

 

В соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 02.02.2017 №71, Управление не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем считаем возможным выразить позицию в пределах установленной компетенции Россельхознадзора в отношении неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных требований относительно

- применения статьи 8.2 Закона № 294-ФЗ.

Право выдачи предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований предусмотрено статьей 8.2 Закона № 294-ФЗ. Основания для выдачи указанного предостережения регламентированы частями 5 – 7 статьи 8.2 Закона № 294-ФЗ.

В соответствии с частью 7 статьи 8.2 закона № 294-ФЗ порядок составления и направления такого предостережения, подачи возражений на такое предостережение и рассмотрение возражений, а также порядок уведомления об исполнении предостережения определяется Правительством Российской Федерации.

Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 166.

 

- применения частей 11.1 – 11.5 статьи 9 закона № 294-ФЗ.

Законом № 294-ФЗ введено положение о необходимости применения проверочных листов (списков контрольных вопросов), которые применяются контрольно-надзорными органами при проведении плановых проверок. 

При этом частью 11.3 статьи 9 закона № 294-ФЗ предусмотрено положение о том, что проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора) в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении проверяемым лицом обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Согласно подпункту «в» пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» обязанность использования при проведении плановой проверки проверочных листов (списков контрольных вопросов) может быть предусмотрена положением о виде федерального государственного контроля (надзора).

Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. № 177.

С 1 октября 2017 года предмет плановой проверки хозяйствующих субъектов при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов). Форма проверочного листа (список контрольных вопросов), используемого должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора утверждена приказом Россельхознадзора от 18.09.2017 г. № 908 (зарегистрировано Минюстом России 29.11.2017 г. № 49045). Начало действия документа – 11.12.2017.

Согласно сообщению Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29.05.2018 г. № 76/2-294-2018 обязанность применения проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок в отношении органов местного самоуправления, органов государственной власти в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 г. № 1, отсутствует.

 

- применения изменений, внесенных в статью 15 Закона № 294-ФЗ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона № 294-ФЗ, при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора) после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Эта норма закона № 294-ФЗ плохо соотносится с нормами закона № 294-ФЗ, касающимися рассмотрения поступивших обращений при проведении их предварительной проверки, для осуществления которых необходимо предварительно уточнить принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения (необходима выписка из ЕГРП) или места осуществления деятельности ИП (сведения из налогового органа).

К сожалению, положения пункта 9 статьи 15 Закона № 294-ФЗ в части направления запроса в рамках межведомственного взаимодействия только после принятия распоряжения (приказа) о проведении проверки делают невозможным изучение предварительной информации о поднадзорности проверяемого субъекта либо места его нахождения, что в свою очередь может создать трудности при издании соответствующего приказа (распоряжения) о проверке.

 

Разъяснение новых требований нормативных правовых актов в сфере государственного земельного надзора

 

Со 02.04.2017 г. вступил в действие Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденный приказом Минсельхоза РФ от 27.12.2016 г. № 591. 

Государственный надзор осуществляется в форме:

- проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки;

- принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

- систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объекта земельных отношений, плановых (рейдовых) осмотров, обследований, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков на предмет соответствия их содержания законодательству РФ, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством РФ;

- проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения земельного законодательства.

Кроме того, устанавливаются:

- права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного надзора, а также права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору;

- сроки исполнения государственной функции;

- порядок организации и проведения документарных и выездных проверок, а также порядок оформления их результатов;

- порядок административного обследования объекта земельных отношений, порядок плановых (рейдовых) осмотров, обследований;

- особенности принятия предусмотренных законодательством РФ мер по выявленным нарушениям.

 

С 29.06.2017 г. действуют Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1532.

Настоящие Правила устанавливают перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 13 - 1315 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – орган регистрации прав), порядок их направления или предоставления органами государственной власти, органами местного самоуправления, судами в орган регистрации прав, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а также требования к формату таких документов в электронной форме.

Согласно п. 23 данных Правил по завершении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (их территориальными органами) проверки, осуществляемой в рамках государственного земельного надзора, указанные федеральные органы направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о выявленном нарушении земельного законодательства Российской Федерации, реквизитах акта проверки и предписания (выписку из данных документов) с указанием кадастрового номера земельного участка, в отношении которого проведена проверка, осуществляемая в рамках государственного земельного надзора, а также документ, содержащий сведения об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

Документы, предоставляемые в орган регистрации прав в электронном виде, должны быть защищены от доступа лиц, не участвующих в их подготовке, обработке и получении, а также заверены усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа.

 

С 12 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 01.07.2017 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор».

Устранены дублирующие надзорные полномочия при рассмотрении Россельхознадзором, Росприроднадзором и Ростехнадзором дел об административных правонарушениях на землях сельскохозяйственного назначения

С этой целью внесены соответствующие корректировки в статьи 23.15, 23.29, 23.31 и 28.3 КоАП РФ.

С учетом внесенных поправок установлено, в частности, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.7 КоАП РФ («Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв»), будет рассматривать:

Россельхознадзор - в отношении правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Росприроднадзор - в отношении правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых не регулируется указанным Федеральным законом;

Ростехнадзор - в отношении правонарушений, совершенных на землях всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

 

С 31 июля 2018 года вступают в силу изменения в статьи 28.8 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенные Федеральным законом от 29.07.2017 N 264-ФЗ «О внесении изменений в статьи 28.8 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В частности, статья 28.8 дополняется новой частью 1.1. следующего содержания 

"1.1. К протоколу (постановлению прокурора) об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный штраф, направляемому судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, прилагается информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.", 

то есть к протоколу об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен штраф, будет прилагаться информация, необходимая для заполнения расчетных документов

 

01 октября 2017 года вступили в силу изменения в Положение о государственном земельном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, в частности касающиесяутверждения критериев отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", к определенной категории риска при осуществлении федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственного земельного надзора (введены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1084)

Согласно внесенным изменениям Россельхознадзор и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор с применением риск-ориентированного подхода.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», подлежат отнесению к одной из категорий риска.

Отнесение земельных участков к определенной категории риска и изменение присвоенной земельному участку категории риска осуществляться решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Россельхознадзора по месту нахождения земельного участка в соответствии с определенными критериями, позволяющими отнести земельный участок к различным категориям риска.

При отнесении земельных участков к категориям риска используются в том числе:

информация, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости;

сведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;

сведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

сведения, получаемые при проведении должностными лицами Россельхознадзора (Крымсельхознадзора/Департамета) мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, являющимися правообладателями земельных участков.

При наличии критериев, позволяющих отнести земельный участок к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие земельный участок к более высокой категории риска.

Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, осуществляются в зависимости от присвоенной категории со следующей периодичностью:

- категория среднего риска – не чаще, чем один раз в 3 года;

- категория умеренного риска – не чаще, чем один раз в 5 лет.

 

Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

 

В рамках осуществления федерального государственного земельного надзора Россельхознадзором издан приказ от 18.09.2017 № 908 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора", вступивший в силу 11.12.2017.

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации и доступен для скачивания(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201711300015).

В соответствии с п. 7(2) Положение о государственном земельном надзоре использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При проведении плановых проверок в отношении граждан, органов местного самоуправления, органов государственной власти проверочные листы не применяются.

Проведение плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без использования проверочного листа не допускается.

Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

 

Приказ Россельхознадзора от 27.12.2017 г. № 1296 «О внесении изменений в Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по государственному контролю (надзору), утвержденный приказом Россельхознадзора от 17 октября 2016 г. № 744».

Скорректирован перечень актов, содержащих требования, проверяемые Россельхознадзором при проведении проверок.

В частности:

в новой редакции излагается перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства в области ветеринарии;

перечень международных договоров РФ, соблюдение которых проверяется при осуществлении ветеринарного контроля при внешнеторговых операциях и на транспорте дополняется Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 162 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (вместе с ТР ЕАЭС 040/2016. Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции").

Кроме того, в отношении ряда актов уточняется круг лиц, на которые распространяются их требования.

 

С 17 января 2018 года вступило в силупостановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1717«О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации».

В частности, на правообладателей земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов или в садоводческих, огороднических и дачных объединениях, возложена обязанность производить регулярную уборку мусора и покос травы.

Устанавливается, что правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения должны принимать меры по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения на сенокосах.

Уборка мусора и покос травы должны производиться правообладателем (собственником, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка) в пределах границы соответствующего земельного участка, определяемой на основании кадастрового или межевого плана.

 

С 1 января 2019 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 и 14.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"» в абзац второй пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Так, действие Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не будет распространяться на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения дачные земельные участки и соответственно территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору будут вправе проводить контрольно-надзорные мероприятия на таких земельных участках.

 

С 4 мая 2018 года вступили в действия изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Федеральным законом от 23.04.2018 г. № 97-ФЗ внесены изменения в статьи 24.7 и 32.4. Теперь издержки по делам об административных правонарушениях с индивидуальных предпринимателей будут взиматься в порядке, аналогичном порядку взыскания издержек с юридических лиц.

Федеральным законом от 23.04.2018 г. № 103-ФЗ внесены изменения в часть 4 статьи 24.5. Теперь обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц органов местного самоуправления, распространены на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

 

 

Правоприменительная практика в сфере государственного земельного надзора, статистика типовых и массовых нарушений обязательных требований

(«как делать нельзя»)

 

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) на основании Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 02 февраля 2017 г. №71, Соглашения между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Советом министров Республики Крым, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.08.2014г. № 1474-р, Соглашения между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Правительством Севастополя, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.08.2014г. № 1475-р (далее – Соглашения) осуществляет надзор и мониторинг за исполнением переданных полномочий в области государственного земельного надзора, а также проводит оценку эффективности осуществления указанных полномочий.

Указанные мероприятия осуществляются путём проведения проверок исполнения Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым и Департаментом сельского хозяйства города Севастополя переданных полномочий Россельхознадзора, в частности осуществления государственного земельного надзора за:

соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

соблюдением требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

соблюдением требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

соблюдением обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательных и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

соблюдением предписаний, выданных должностными лицами Управления в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

 

При исполнении государственной функции по государственному земельному надзору должностные лица Управления руководствуются следующими нормативными правовыми актами:

Конституцией Российской Федерации;

Земельным кодексом Российской Федерации;

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

Градостроительным кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 10.01.1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель»;

Федеральным законом от 19.07.1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

Федеральным законом от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Федеральным законом от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 г. № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2004 г. № 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2005 г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2011 г. № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г. № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 г. № 762 и от 08.09.2017 г. № 1084);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 г. № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2015 г. № 1132 «О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 г. № 323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 г. № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»;

Приказом Минсельхоза России от 16.10.2015 г. № 475 «Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований»;

Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 г. № 591 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"»;

Приказом Минсельхоза России от 26.07.2017 г. № 363 «Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору административного обследования объектов земельных отношений и оформления результатов таких обследований»;

Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;

Приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» с изменениями внесенными приказом Минприроды России от 25.04.2014 г. № 194;

Приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 г. № 851 «Об утверждении формы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации»;

Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 18.09.2017 г. № 908 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора».

 

 

Типовые нарушения обязательных требований в сфере государственного земельного надзора и мероприятия по их устранению

На основании анализа контрольно-надзорной деятельности по результатам проведенных проверок исполнения переданных полномочий, составлен список типовых нарушений, выявленных при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности:

 

1. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что является нарушениемземельного и иного законодательства, регулирующего земельные отношения. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП Российской Федерации.

1.1. Зарастание земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный Кодекс Российской Федерации) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Также статьей 42 Земельного Кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложены обязанности по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков.

В соответствии с абзацем 3 статьи 8Федерального закона № 101-ФЗ от 16.07.1998 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Невыполнение вышеуказанных обязательных требований может повлечь деградацию земель сельскохозяйственного назначения в результате их зарастания сорной растительностью и лесными насаждениями. Для устранения данного нарушения требуется обработка сельскохозяйственных угодий, при наличии древесно-кустарниковой растительности – их корчевание, на проведение которых могут потребоваться значительные финансовые средства и силы.

1.2. Загрязнение (захламление) земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Кроме того, статьей 42 Земельного Кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, возложены обязанности по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также по не допущению загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

В соответствии с абзацем 6 статьи 8Федерального закона № 101-ФЗ собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.

Природоохранным законодательством также установлены обязательные требования в области охраны окружающей среды и природопользования. Так, пункт 2 статьи 44 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) устанавливает, что при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Невыполнение вышеуказанных обязательных требований может повлечь порчу земель сельскохозяйственного назначения в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, а также их загрязнение (захламление) отходами производства и потребления, и наступление тяжких последствий. В данном случае требуется очистка сельскохозяйственных угодий и проведение рекультивации нарушенных земель.

 

2. Часть 1 статьи 8.7 КоАП Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Как правило, такие мероприятия не выполняются после завершения земляных работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения. Для устранения данного правонарушения необходимо проведение рекультивации нарушенного земельного участка и восстановление плодородия его почвы.

Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 г., условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Порядок разработки, согласования, утверждения проектов рекультивации, а также получения специального разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Республики Крым регулируются Постановление Совета министров Республики Крым от 22.03.2016 N 99 (ред. от 17.04.2018) "Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".

3. Порча земель является нарушениемземельного и иного законодательства, регулирующего земельные отношения. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 8.6КоАП РФ.

3.1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы(ч. 1 ст. 8.6 КоАП Российской Федерации).

Согласно ст. 13 Земельного Кодекса при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель (п. 4). Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5).

Во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» Минприроды России и Роскомземом утверждены согласованные с Минсельхозпродом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (приказ от 22.12.1995 г. № 525/67). Указанный приказ предусматривает порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Разрешение выдается уполномоченным органом, обладающим правом распоряжения (предоставления) земельных участков.

3.2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч. 2 ст. 8.6КоАП РФ).

Нарушаются требования ст.ст. 13, 42 ЗК РФ.

Как правило, порча земель наступает в результате загрязнения плодородного слоя почвы нефтепродуктами, отходами производства и потребления (несанкционированное размещение твердых бытовых отходов). Факт порчи земель устанавливается при отборе почвенных проб на основании заключения экспертной организации.

Уничтожение плодородного слоя почвы допускается в результате его перемешивания с минеральным грунтом (глиной), а также путем его перекрытия при разработке карьеров при добыче общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийной смесью, гипсом, камнем, глиной и др.), строительными материалами, а также пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами.

Факт порчи земель сельскохозяйственного назначения устанавливается на основании лабораторных исследований отобранных на земельном участке проб почвы и заключения эксперта специализированной организации. 

По фактам порчи и уничтожения почв в отношении нарушителей Крымсельхознадзором ведется претензионно-исковая работа, направленная на возмещение вреда почве как объекту охраны окружающей среды в стоимостном выражении.

 

4. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ.

Выражается в использовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, влекущим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. 

Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2011 г. № 612. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Кроме этого, данное нарушение может быть допущено при условии, если земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признакинеиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 г. № 369.

За нарушение указанной нормы Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации. 

Кроме того, отдельными подконтрольными хозяйствующими субъектами в рамках действия ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ допускается использование земель сельскохозяйственного назначения в целях промышленного использования (размещение железнодорожных и автомобильных дорог, объектов метеорологического и лечебно-оздоровительного назначения, полигонов твердых бытовых отходов и др.).

В данных случаях требуется произвести перевод используемых земельных участков не по назначению из категории земель сельскохозяйственного назначения в иные категории земель в установленном законодательстве порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

299038 г.Севастополь,

проспект Октябрьской революции.

д.8, 4 этаж

тел. +7 (8692) 42-38-14

 
 
 
joomla3x